Все новое это -
не известное старое
В 98-м году
Доктор физико-математических наук А. Дмитриев в статье ХАОС,
ФРАКТАЛЫ И ИНФОРМАЦИЯ писал: "Динамический (детерминированный)
хаос и фракталы - понятия, вошедшие в научную картину мира сравнительно
недавно, лишь в последней четверти ХХ века. С тех пор интерес к ним не
угасает не только в кругу специалистов - физиков, математиков, биологов
и т. д., но и среди людей, далеких от науки. Исследования, связанные с
фракталами и детерминированным хаосом, меняют многие привычные представления
об окружающем нас мире".
Безусловно, соглашаясь с ученым в целом, трудно не прокомментировать заключительное
предложение этой цитаты. Да, как писалось в предыдущих частях этого материала,
научное открытие Хаоса и фракталов расшатало порядок во многих
научных системах, с помощью которых до сих пор изучали мир. Именно научное
открытие, потому что, как говорилось выше, Хаос был всегда и везде, и
человек это знал. Не просто интуитивно чувствовал присутствие некоторой
Всеобщей системы, но и знал ее устройство.
Простое доказательство этому - один из объектов древней славянской культуры,
знаковость которого была нерадиво упущена исследователями народного искусства
и языческого мировоззрения, а потому чуть было не утеряна.
Весной 1993 года мной в качестве темы диплома по окончании Белорусской
Академии художеств по специальности искусствоведение была выбрана
тема о семантике народного искусства. Толчком в выборе темы послужило
то, что как раз в начале преддипломного периода мне случайно (правда,
в Хаосе нет ничего "случайного") в руки попала статья, где всего
в нескольких абзацах было упомянуто о новом революционном направлении
в науке - о теории Хаоса, - и кратко даны обозначения фракталов и синергетики.
Так пришли главные слова моего диплома.
Из-за кредита доверия, ни руководитель, ни референт в процессе написания
не обращали пристального внимания на содержание моей работы, тем более,
что, в общем, она - да - была, действительно, о семантике народного искусства.
Однако, во время защиты на их лицах застыло удивление и некоторая растерянность:
в 1993 году объяснение фрактальности Вселенной и единства противоположностей
на примере "Паука", типичного Perpetual Mobile и схемы Вселенной,
созданной из простой соломы много лет назад интуицией народных мастеров,
никак не вписывалось в дисциплину "Теория и история искусств".
Вердикт - работа написана не по теме.
Впрочем, и сегодня пока ничего не изменилось для этого творения народной
мудрости. Те редкие мастера, которые еще кропотливо строят эту незатейливую
конструкцию, не заботятся научными и теоретическими обоснованиями ее знаковости.
Тем не менее, этот объект - свидетельство не только того, что наука способна
проникнуть в самые, казалось бы, мистические представления о строении
мира, но и того, что древнее славянское язычество - не плоская религия
бытовых идолов, а глубокое и натуральное понимание Высшего Космического
устройства.
"Паук"
- это первый, имеющийся в наших руках фрактал, сознательно созданный человеком,
еще за долго до его научного открытия и обоснования. "Паук"
- это компактная материализация идеи устройства Мира - идеи, которая лежит
в основе древнейших мировых религий.
|