Вселенский Mobileш дл жло лоло д щшл лязыческих славян  

Славянский Mobile, как конструкция Вселенной

Базовый элемент

Описываемый тут объект - "Паук" - типичная фрактальная структура. Трехмерная, мобильная фрактальная структура. Любой ее элемент представляет собой слившиеся в основании равносторонние четырехгранные пирамиды.

К каждому углу элемента присоединяются точно такие же, но уменьшенные, элементы.
К каждому углу "новобранцев" снова присоединяются еще меньшие детали (на рисунках для четкости упущены детали, присоединенные впереди и сзади; возможно присоединение, в том числе, и вовнутрь).
Развивать структуру подобным образом можно до бесконечности - все зависит от терпения и ловкости строителя-создателя. При этом, на уровне любой итерации крайние элементы в общем сохраняют в пространстве форму двух пирамид, соединенных в основании.
Семантика

Прежде всего, надо сказать, что каждый базовый элемент конструкции является символом, обозначающим пространство. Квадрат, созданный основаниями пирамид и лежащий в горизонтальной плоскости, определяет направления "впереди"-"сзади" и "справа"-"слева". Верхняя и нижняя вершины - соответственно, "верх"-"низ".

Элементы "Паука" - полые, то есть пространственные точки только условно обозначены и, находясь в "едином" пространстве элемента, они являются единым, не противоположным. Более того, точка внизу одного элемента продолжается нижним элементом и становится тут его верхней точкой, а правые и левые точки становятся соответственно левыми и правыми точками для расположенных справа и слева меньших частей структуры. А при постоянном движении этой конструкции под воздействием воздушных потоков (о чем еще будет говориться чуть ниже), каждый элемент структуры вращается и "пространственные" точки, обозначенные в каждой детали, постоянно становятся то левой, то правой, то передней, то задней точками даже внутри себя.
В "Пауке", как и в большой Вселенной, нет ничего зафиксированного, нет ничего постоянного, одно состояние может перейти в другое. В нем обозначены противоположности, которые являются неотделимыми частями единого.
Пространство "Паука" развивается бесконечно и во вне, и во внутрь, сохраняя в каждой своей точке похожесть малого на большое. Не так ли устроены, например, наша вселенная, наша солнечная система, наша молекулярная система и так далее? То же самое можно заметить (при хорошем внимании) в жизненных циклах человека, растений, всей природы. Замечательно и то, что, при размещении малого элемента внутри большего, должно случиться слияние "внутренних" частей, растущих из каждой вершины - прямое указание на синергетическое взаимодействие структур, оказавшихся объединенными в некоторую общность.

Строительный материал

"Паука" всегда делали из соломы. Конечно, трудно представить другой материал, который был бы на столько пластичен при обработке и доступен в таком количестве. Но, как и в любой древней культурной традиции, в данном случае солома тоже имела свое символическое значение. Солома - основной материал, который применялся для изготовления разного рода изображений - коников, человеческих фигур, птиц. Кроме пластичности и доступности, она имела и магическое ритуальное значение. Солома напоминает о наполненном скрытой жизнью зерне и, одновременно (из-за своей недолговечности), о неминуемом тлене материи, которая окружает и обуславливает человеческую жизнь.
В "Пауке" обозначали только грани элементов, обеспечивая свободный проток через него воздушным потокам. Сначала солому резали на отрезки нужной длины, при чем, для более мелких деталей брались верхние, более тонкие участки стебля. Затем 12 отрезков "вешались" на нитку (как известно, солома внутри полая, как бамбук, только легкая) и перекрещивались так, чтобы получались нужные элементы.

Далее к их вершинам привязывались меньшие готовые детали будущего "Паука". Как уже упоминалось, отдельные части конструкции крепились между собой нитками. Детали одного элемента стягивались плотно, а более мелкие части привязывались к вершинам на некотором расстоянии, что позволяло им свободно вращаться.
Существуют "Пауки", имеющие жесткое крепление и похожие из-за этого на объемную, трехмерную решетку. Вариант крепления элементов к вершинам предыдущего уровня с помощью коротких нитей, хоть и более трудоемкий, но отражает еще одну важную характеристику Вселенского пространства - вечную подвижность его элементов относительно друг друга, вечную изменчивость и нерегулярность. И воздействие нитки - это тоже сила, которая влияет на движение частей "Паука". Дыхание сквозняка, волны воздуха от прошедшего рядом человека, сила сопротивления нити, инерция от тяжести элементов - все синергетически обусловливает характер движение этого мобильного создания. Каждая секунда его жизни - новое состояние. Все постоянно меняется. Нет ни одной стабильной стадии, нет ни одной точно повторяющейся позиции. И за счет своей "прозрачности" он получает жизнь от самого воздушного пространства.
Пожалуй, стоит добавить, что многие "Пауки" были изобретательно украшены соломенными солнышками, или нитяными помпонами, также символизирующими Солнце, или фигурками людей и животных, помещенных как внутрь отдельных элементов, так и на их вершины. Довольно распространенной была традиция завершать развитие "Паука" (как в ширь, так и в глубь) солнечными знаками.

   
 

Содержание:
Начало
Второе открытие Хаоса
Фрактальность
Все новое это - не известное старое
Славянский Mobile, как конструкция Вселенной
12345 Базовый элемент
12345 Семантика
12345 Строительные материалы
"Паук" и его "хозяин"

 

 
вверх ;k;lkl;k;kдло дло додлоо алооодд;lk;lk;lk ;k морс © 2004 CHUCHENIA Productions
© 2004 (текст) Victoria V. Kozlova
Hosted by uCoz